Какое масло использовать?

Какое масло использовать?

Жидкости для АКПП могут отличаться по защите от износа в 20 раз! Не стоит выбирать самое дешевое масло только потому, что у него есть нужный допуск.

Даже имеющие одинаковые спецификации жидкости могут отличаться по ряду параметров в десятки раз. Например, по данным журнала «За рулем» (No 9 за 2014 год), износ подшипника в зависимости от используемой марки масла может отличаться в 20 раз!

Также масла отличаются по стабильности вязкости, проще говоря, стареют с разной скоростью. Чем современней масло, тем оно стабильней. Обычно, во время эксплуатации масло сначала разжижается, а затем густеет. Чем меньше диапазон изменений, тем лучше. На графике – зависимость вязкости разных моторных масел от времени (вязкость жидкостей для автоматических трансмиссий меняется схожим образом).

Жидкости для АКПП могут отличаться по защите от износа в 20 раз! Не стоит выбирать самое дешевое масло только потому, что у него есть нужный допуск.

Даже имеющие одинаковые спецификации жидкости могут отличаться по ряду параметров в десятки раз. Например, по данным журнала «За рулем» (No 9 за 2014 год), износ подшипника в зависимости от используемой марки масла может отличаться в 20 раз!

Также масла отличаются по стабильности вязкости, проще говоря, стареют с разной скоростью. Чем современней масло, тем оно стабильней. Обычно, во время эксплуатации масло сначала разжижается, а затем густеет. Чем меньше диапазон изменений, тем лучше. На графике – зависимость вязкости разных моторных масел от времени (вязкость жидкостей для автоматических трансмиссий меняется схожим образом).

Вырезка из буклета Afton Chemical.

Стабильность оригинальных масел в разы хуже, чем универсальных.

По данным крупного производителя присадок, компании Afton Chemical, стабильность фрикционных свойств масел, обеспечивающих плавность работы коробки, отличается в несколько раз. Пакеты присадок Afton Chemical HiTEC 2018 и HiTEC 3435A, которые используют при производстве многих неоригинальных масел, обеспечивают им в несколько раз более высокую стабильность по сравнению с оригинальными жидкостями. Видно, как со временем меняется трение в муфте включения передач. Чем длиннее горизонтальный участок, тем стабильнее работает жидкость.

Интересный факт:
В США существует закон, направленный против оригинальных масел. Magnuson-Moss Warranty Act запрещает автопроизводителям требовать применения оригинальных масел для сохранения заводской гарантии, т. к. в этом нет технической необходимости.

Стабильность оригинальных масел в разы хуже, чем универсальных.

По данным крупного производителя присадок, компании Afton Chemical, стабильность фрикционных свойств масел, обеспечивающих плавность работы коробки, отличается в несколько раз. Пакеты присадок Afton Chemical HiTEC 2018 и HiTEC 3435A, которые используют при производстве многих неоригинальных масел, обеспечивают им в несколько раз более высокую стабильность по сравнению с оригинальными жидкостями. Видно, как со временем меняется трение в муфте включения передач. Чем длиннее горизонтальный участок, тем стабильнее работает жидкость.

Интересный факт:
В США существует закон, направленный против оригинальных масел. Magnuson-Moss Warranty Act запрещает автопроизводителям требовать применения оригинальных масел для сохранения заводской гарантии, т. к. в этом нет технической необходимости.

Вырезка из спецификации Motul Multi ATF.

Больше допусков - лучше масло.

Можно представить спецификацию как барьер, который нужно преодолеть производителю смазочной жидкости, чтобы получить допуск. Новее допуск - выше требования. Чем больше новых допусков у масла, тем выше его качество. Поэтому универсальные жидкости, имеющие много допусков, по целому ряду характеристик почти всегда выигрывают у оригинальных, имеющих всего один допуск.

Даже производители коробок, компании Aisin и ZF, рекомендуют использовать в своих трансмиссиях одно и то же универсальное масло для разных марок автомобилей.

Больше допусков - лучше масло.

Можно представить спецификацию как барьер, который нужно преодолеть производителю смазочной жидкости, чтобы получить допуск. Новее допуск - выше требования. Чем больше новых допусков у масла, тем выше его качество. Поэтому универсальные жидкости, имеющие много допусков, по целому ряду характеристик почти всегда выигрывают у оригинальных, имеющих всего один допуск.

Даже производители коробок, компании Aisin и ZF, рекомендуют использовать в своих трансмиссиях одно и то же универсальное масло для разных марок автомобилей.

Вырезка из спецификации Motul Multi ATF, допускающая смешивание со смазочными материалами, обладающими подобными характеристиками.

Масла с одинаковыми допусками совместимы.

Это необходимо, т. к. при любой замене масла в АКПП происходит смешивание старой и новой жидкости, а обеспечить их идентичность практически невозможно.

Жидкость, которую заливают в трансмиссию на конвейере, и оригинальное масло - обычно разные. Автопроизводители не производят оригинальные масла. В разное время для разных рынков их делают разные компании из разных компонентов.

Масла с одинаковыми допусками совместимы.

Это необходимо, т. к. при любой замене масла в АКПП происходит смешивание старой и новой жидкости, а обеспечить их идентичность практически невозможно.

Жидкость, которую заливают в трансмиссию на конвейере, и оригинальное масло - обычно разные. Автопроизводители не производят оригинальные масла. В разное время для разных рынков их делают разные компании из разных компонентов.

Схемы охлаждения АКПП. На рисунке справа - охлаждение через теплообменник.

Плохое охлаждение АКПП или несменный фильтр повышают требования к маслу.

Если для охлаждения АКПП вместо радиатора используют теплообменник, масло может перегреваться. Поэтому оно должно быть устойчиво к окислению и разжижению.

Если в коробке установлен фильтр, который меняется только при разборе АКПП, это также накладывает повышенные требования к маслу -  чтобы фильтр не забивался отложениями, нужно масло, устойчивое к их образованию.

Интересный факт:
Выбирая между двумя маслами с одинаковыми допусками, лучше выбрать то, которое гуще. С густым маслом меньше внутренних паразитных утечек из гидравлических контуров АКПП, а давление в них ближе к нормальному.

Плохое охлаждение АКПП или несменный фильтр повышают требования к маслу.

Если для охлаждения АКПП вместо радиатора используют теплообменник, масло может перегреваться. Поэтому оно должно быть устойчиво к окислению и разжижению.

Если в коробке установлен фильтр, который меняется только при разборе АКПП, это также накладывает повышенные требования к маслу -  чтобы фильтр не забивался отложениями, нужно масло, устойчивое к их образованию.

Интересный факт:
Выбирая между двумя маслами с одинаковыми допусками, лучше выбрать то, которое гуще. С густым маслом меньше внутренних паразитных утечек из гидравлических контуров АКПП, а давление в них ближе к нормальному.